20.04.2018
Центробанк развенчивает мифы
Экономический советник пресс службы Банка России Екатерина Глебова встретилась со студентами Высшей школы журналистики Федерального казанского университета и рассказала о способах борьбы со стереотипами на финансовых рынках.

17 апреля 2018 года в Казани Екатерина Глебова рассказала о том, какие мифы сформировались о рынке микрофинансов, что делает Банк России для того, чтобы навести порядок в этом сегменте и как удается реабилитировать имидж отрасли, а также кто из журналистской братии небрежен при освещении финансовой темы.
Она отметила, что времена дикого рынка, когда МФО не регулировались Банком России, канули в лету, но аукаются они его участникам и сегодня. Рынок серьезно меняется, избавляясь от откровенных рвачей, нарушителей норм и законов, но злая тень по-прежнему его «накрывает». Это наглядный пример того, как трудно заслужить доверие, если однажды испортил репутацию. А также поле для специалистов PR, журналистов, способных объективно осветить ситуацию, а не тиражировать штампы.
По словам Екатерины Глебовой, люди боятся идти в МФО – об этом говорит статистика. Хотя уже несколько лет подряд микрофинансовый рынок находится под надзором ЦБ, проходит регулярную «чистку», на нем действуют жесткие ограничения по начислению процентов, пеней и штрафов, введен «потолок» по задолженности, в том числе при просрочке. А кроме скандальных «займов до зарплаты» МФО выдают два десятка разных продуктов, в том числе для малого бизнеса, представителям МСП займы выдаются по ставкам ниже банковских. Но страх мешает извлекать пользу из имеющихся предложений.
Из уст представителей Банка России звучит, что микрофинансовый рынок – часть общей финансовой системы страны и играет важную роль в обеспечении финдоступности. Но негативный «фон» остается.
Самое печальное, что стереотипы тиражируются не только простыми гражданами, но и прессой. Конечно, во многом погоду делают «черные кредиторы», ведь именно компании без номера в реестре Банка России в подавляющем большинстве случаев не соблюдают существующие нормативы и ограничения, подсовывают клиентам на подпись заведомо невыполнимые договоры, а затем нанимают лиц с криминальным прошлым для взыскания долгов.
Опять же отличить белого кредитора от нелегального – эту науку освоили далеко не все потребители. Попадая в руки откровенных мошенников, они винят МФО. Зачастую потому, что злоумышленники сами так себя именуют. Делают они это незаконно, ведь это определенный статус, а не просто аббревиатура.
Екатерина Глебова рассказала о том, как проводятся информационные кампании в Банке России по повышению доверия потребителей к услугам добросовестных финкомпаний. Это и работа с населением – мероприятия по повышению финграмотности, и вебинары в регионах для журналистов ведущих СМИ. «Мы не сидим на месте, с 2017 года работает проект Банка России с РИА «Россия сегодня» для региональных журналистов, которые из первых уст узнают о денежно-кредитной политике регулятора, существующих проблемах кредитных организаций, особенностях страхового и микрофинансового рынков. С этими семинарами мы же проехали половину страны», - пояснила Екатерина Глебова.
Важны и проекты, реализуемые с партнерами. Например, проект «маркировка», реализованный совместно с Яндексом – напротив законопослушных МФО в сети теперь стоит знак «Реестр Банка России», который позволяет потребителям избежать встречи с «черными кредиторами».
Отдельный момент – контрольные «замеры» негатива в прессе. Без этого не осознать, каков результат проведенной работы. Екатерина Глебова отметила явные сдвиги в 2017 году, в том числе благодаря работе Банка России, неграмотных публикаций, огульных обвинений стало меньше. Журналисты стали более серьезно подходить к оценке статистики, стали разбираться в терминологии, понимать, по каким нормам работают МФО.
Она отметила, что чаще всего мифы повторяют телевизионщики. Это объясняется спецификой телевидения, репортеры часто не имеют определенной специализации, как в печатных или электронных СМИ, они делают сюжеты обо всем на свете, а в таком случае некогда глубоко изучать тему «с колес». Конечно, если журналист изначально подкован в теме финансов, то ему удается избежать тиражирования стереотипов.
Но даже если журналист разобрался в теме, подводки к сюжетам пишут другие люди, часто перечеркивающие своими текстами журналистский труд. Печатные деловые издания в данном случае на высоте. Они реже допускают ошибки и копают глубже.
По мнению Екатерины Глебовой, работать над имиджем необходимо планомерно и постоянно, а не только во время форс-мажоров, когда уже приходится отбиваться от обвинений и гасить негатив. «Необходимо формировать информационную подушку безопасности», - пояснила представитель Банка России. И этот совет актуален для специалистов PR, работающих в любой отрасли. Наполнять «эфир» статистикой, сведениями о том, какие меры предпринимаются регулятором и самим рынком для защиты прав потребителей, освещение рейдов против «черных кредиторов», разъяснения, куда жаловаться в случае нарушений, допущенных кредитором, советы по выбору достойных финансовых партнеров – все это принесет свои плоды.
Нужно понимать, что люди чаще делятся плохими новостями, чем хорошими. От этого никуда не деться. Поэтому погасить возникающие негативные «всплески» можно только правильно выстраивая коммуникации с прессой.
Госпожа Глебова привела пару конкретных примеров. Многие пишут, что МФО выдают займы маргиналам. Но по статистике ведущих БКИ, доля заемщиков с ежемесячным доходом свыше 40 тыс. руб. в банках и МФО с 2015 по 2017 гг. примерно одинакова.
На МФО поступает немало жалоб, при этом чаще всего жалобы связывают с взысканием просрочки, но в результате проверки нередко выясняется, что гражданин не знает, от кого получает звонки – от МФО или коллектора, а бывает, что потребитель даже не догадывается, что стал жертвой нелегального кредитора, а не МФО.
«Я ни в коем случае не агитирую вас идти и брать займы в МФО, это не моя задача. Но я хочу показать, как можно работать даже в очень сложных условиях плохого имиджа, как выстраивать работу с прессой, как работать с цифрами, какие методы помогут добиться реабилитации, в данном случае, очень непростого сектора финансового рынка», - пояснила Екатерина Глебова.
В заключение она отметила, что в Банке России многое поменялось, если раньше ответы на вопросы журналистов долго готовились, информация была официальной и сухой, то сегодня оперативность повысилась. Пресс-служба работает, порой, на опережение. Банк России создает памятки для потребителей, вовремя предупреждает о появлении «свежих» мошеннических схем, говорит просто о сложном. В частности, создан портал для потребителей «Финансовая культура» https://fincult.info. Ближайшие мероприятия: лекция на тему «Как разговаривать с детьми о финансах», и «Всероссийский зачет по финансовой грамотности».
Автор: Юлия Зиберт
Фото предоставлено: Диана Фатыхова
|